В конце октября в МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» состоялся семинар для работников библиотек учреждений культуры муниципального образования «Усть-Илимский район» под названием «Библиотечный сервис. Пути взаимодействия с читателями».
Семинар открылся презентацией «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», утверждённого Министерством культуры Российской Федерации 31 октября 2014 года. В ходе обсуждения «Модельного стандарта» библиотекари района выразили общее мнение, что сегодня предъявляются высокие требования к общедоступным библиотекам. «Стандарт….» ставит новые цели и задачи перед библиотеками, конкретизирует виды и принципы библиотечной деятельности, предлагает варианты их реализации, устанавливает основные направления развития библиотек в современных условиях.
При планировании работы на 2016 год библиотечным работникам было предложено акцентировать внимание на основных направлениях развития библиотек, предложенных «Стандартом…», таким как: библиотека как культурно-просветительный центр, библиотека как активный информационный агент, библиотека как хранитель культурного наследия.
В ходе семинара были озвучены итоги анкетирования «Читатели об общедоступных библиотеках Усть-Илимского района», проведённого с 10 июня по 25 сентября среди читательской аудитории в библиотеках поселений района. Участие пользователей в опросе было свободным и добровольным, проведение осуществлялось на анонимной основе. Всего в ходе анкетирования было опрошено 430 респондентов.
Основная цель исследования — выявить уровень удовлетворенности пользователей услугами и фондами библиотек поселений района, узнать мнения пользователей по возможности улучшения библиотечного обслуживания жителей для дальнейшего внесения необходимых корректив в работу общедоступных библиотек поселений муниципального образования «Усть-Илимский район».
Опрос показал, что 99% респондентов удовлетворены качеством обслуживания населения библиотеками поселений района. В своем большинстве пользователь очень доброжелательный и с пониманием переносит неудобства, которые существуют в библиотеках, часто по независящим от нее обстоятельствам. Читатели, отмечая недостатки в работе (отсутствие периодических изданий и новой литературы, недостаточное количество персональных компьютеров, устаревшая мебель), обращают внимание на профессионализм специалистов библиотек и качественное обслуживание пользователей. Для большинства населения общедоступные библиотеки остаются бесплатным источником получения информации, способствуют привлечению населения к чтению, сохранению культурных традиций на фоне бурно развивающихся информационных процессов, содействуют социальной адаптации к социальным переменам.
Полученные данные из анкет респондентов помогут библиотекам продуктивнее выстраивать взаимоотношения с читателями, определить, как качественно внедрять новые информационные технологи и услуги, учитывая новые требования, предъявляемые «Модельным стандартом…».
За последние два десятилетия библиотечное обслуживание претерпело значительные изменения, связанные с использованием компьютеров, цифровых систем и Интернета. Государство и профессиональное библиотечное сообщество отводит общедоступным библиотекам большую роль в современном обществе, пользователи хотят видеть библиотеку современной и обновлённой, сохранившей все лучшие культурные традиции, что показало проведённое исследование. Чтобы соответствовать этим ожиданиям, библиотека должна сегодня искать новые пути развития и взаимодействия с читателями. Это направление было обсуждено в ходе профессионального диалога «Библиотечный сервис», где библиотекари предлагали дополнить деятельность своих учреждений новыми услугами, направленными на повышения уровня комфортности обслуживания пользователей. Некоторые из предложенных услуг уже используются в деятельности библиотек, какие-то найдут применение в ближайшем будущем.
В продолжение разговора о новых услугах, предоставляемых в стенах библиотеки, специалисты ГАУ «Иркутский областной Многофункциональный центр» познакомили присутствующих с единым порталом Государственных услуг, позволяющим гражданам и организациям получать сведения о государственных и муниципальных услугах. Библиотека сегодня может стать консультантом для жителей села в работе с данным порталом. Что, несомненно, повысит престиж библиотеки и окажет реальную помощь сельчанам.
В заключении семинара были подведены итоги районного заочного конкурса на лучшее мероприятие среди библиотек в рамках 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Инновации в работе библиотек». Благодарственными письмами и ценными призами за активное участие в конкурсе отмечены три библиотеки района: Железнодорожная библиотека МБУК «Центр культуры» Железнодорожного МО, СП Седановская сельская библиотека МКУК «Центр культуры» Седановского МО, сельская библиотека МКУК «Социально-культурный центр» Эдучанского МО.
Подводя итоги встречи, участники отметили ее актуальность и эффективность. Было выражено общее мнение, что библиотеки на селе должны быть культурными центрами, местами для неформального социального взаимодействия. Для этого они имеют помещением с возможностью его многофункционального использования и соответствующего оформления; бесплатными условиями посещения и оказания основных услуг; демократичностью, отсутствием ограничений по полу, возрасту, социальному и экономическому положению; библиотечным фондом (книги, журналы, медиа) в качестве информационного ресурса; опытом культурно-досуговой деятельности.