Железнодорожное Муниципальное Оразование

Карапчанка

Ученый и исследователь Сибири, профессор В. Н. Шерстобоев в своей книге «Илимская пашня» указывает, что первое упоминание деревни Карапчанской Нижно-Илимской слободы относится к 1699 году.

Близ деревни Карапчанской находится, на правом берегу Ангары, высокий гранитный утес, так называемый Карапчанский бык; длина утеса по течению реки — верста, причем в середине реки Ангары торчит огромный утес, называемый «лосем».

В крутой горловине Ангары, образованном после раздолья протоков и островов, на живописном полуострове, образованном Ангарой и Карапчанкой, разместилось село Карапчанка, основанное в 1699 году. В нем было тогда всего два двора. Обширные пашни и сочные луга с обеих сторон небольшой речки, защищенной горами и лесом давали хорошие урожаи. Это привело к быстрому росту поселения и образованию в нем в XIX веке волостного управления.

«Себя показать и людей посмотреть», — решили первопоселенцы деревни и поставили свои дворы на угорье. К ним пристроились потом и другие дворы, образовав двухстороннюю улицу. На пологих скатах, ниспадающих от улицы к рекам Карапчанке и Ангаре, размещены огороды и надворные постройки. Вверху порядка на взгорье стоит, замыкая улицу, деревянная церковь.

Ковалев А. Ангарский каскад.

Вскоре церковь сгорела, и в 1730 году тобольский митрополит Антоний и иркутский епископ Иннокентий Нерунович, выдали благословенные грамоты на заложение нового храма.

Постепенно в деревню Карапчанка приезжали поселенцы, строили дома, которые были добротными и крепкими. Края эти в прошлом неспокойные, «каторжные», и как следствие — отгороженность от внешнего мира — высокие заборы. В домах вместо стекол были вставлены куски слюды, а некоторых домах натянута очищенная и высушенная пленка из бычьего пузыря.

По вечерам зажигали лучину, которую заготавливали заранее. Печных труб не было, дым из трубы шел прямо в избу и выходил в отдушину. Затем дома стали перестраивать: появились большие русские печи с трубами, стали белить избы изнутри.

Школы в деревне не было, дети не учились. Данные за 1839 год говорят о повальной неграмотности жителей: не были обучены грамоте волостной старшина, два его помощника.

Никольский храм в селе КарапчанскомВсе деревенские дела решались на сходке, где собиралась вся деревня.

До 1917 года в деревне была церковно-приходская школа, но просуществовала недолго. В 1899 году школа прекратила свое существование, так как церковно-приходскую школу открыли в селе Невон.

О революции 1917 года жители Карапчанки узнали не сразу, потому что все известия приходили с опозданием.

Жители пытались организовать в деревне коммуну, объединив все: скот, орудия труда, рыболовные снасти, лодки и т.д. Но просуществовав весну и лето, коммуна распалась.

В 1920 году эхо гражданской войны докатилось и до Карапчанки. Белогвардейцы били и грабили население. Местные жители объединялись в отряды и уходили в леса. Особенно известным в этих местах был партизанский отряд Петра Бурлова.

После освобождения Приангарья от белогвардейцев, местные жители стали организовывать артели, первым председателем выбрали Григория Ступина.

Для деревни Карапчанка коллективизация стала настоящей революцией, поскольку она проводилась революционными методами и уничтожила систему единоличного крестьянского хозяйства. В селе была образована артель «Оборона».

Перед затоплением Усть-Илимским водохранилищем в деревне Карапчанка проживало семнадцать семей, работали учреждения соцкультбыта: начальная школа, медпункт, клуб, отделение колхоза «Ангара», в котором состояло двадцать колхозников, бригадир — Григорий Корнеевич Сизых. В колхозе имелось два трактора, 1 комбайн, конюшня на 27 лошадей, коровник на 70 коров.

 

Готовятся к затоплению
Готовятся к затоплению

Совсем рассвело. Справа показалась умирающая деревенька Карапчанка, стоящая в устье речки с тем же названием. Узкие, кривые улочки, почерневшие от печали и старости домишки, в большинстве убогие, крытые драньем, неухоженные дворы — от всего веет нищетой и безысходностью, все просит помощи и стонет. Стонет от того, что знает — деревня доживает последние годы.

Церковь в деревне Карапчанка
Церковь в деревне Карапчанка

Особняком на самом верху стоит странное сооружение из трех слепленных вместе срубов с плоскими крышами. Не без труда узнается бывшая церковь.

Еще в тридцатые годы церковь обезглавлена властью, которая никогда и ни по какому поводу с народом не советовалась.

Пройдет еще несколько лет, деревню растащат и сожгут. Образовавшийся на ее месте пустырь, напоминающий следы бомбежки, уйдет на дно Усть-Илимского водохранилища. Речка Карапчанка станет длинным и узким заливом.

Огарков В. Бадарма

Хотя Железнодорожный, появился лишь в январе 1967 года, история деревни неразрывно связана с историей этого рабочего поселка. Память о деревне Карапчанка жители с любовью сохранили в названии одного из микрорайонов р. п. Железнодорожный.

 Железнодорожный

ЖД станция 1967 февраль
ЖД станция 1967 февраль

Среди поселений Усть-Илимского района Железнодорожный занимает особое место — в отличие от своих «коллег» — он единственный из всех является поселком городского типа.

Обязанный своим появлением и названием железной дороге, он стал главным транспортным узлом района. Здесь находится станция Усть-Илимская, являющаяся и вокзалом для самого районного центра.

Изображение0040История Железнодорожного начинается в феврале 1967 года, когда на это место пришел на лыжах десант первопроходцев с Толстого Мыса. Стройка века нуждалась в железной дороге — она началась с этих 40 человек, приехавших в Сибирь по комсомольским путевкам «за туманом и за запахом тайги».

Была очищена площадка под вертолет, рос палаточный городок. Задачей номер один было — построить дорогу, соединив п. Гидростроителей, Северный и микрорайон Карапчанский. Количество жителей поселка Северный увеличивалось с каждым днем. Все они были работниками СМП—219.

Контора Карапчанского ЛПХ
Контора Карапчанского ЛПХ

Для расчистки ложа Усть-Илимского водохранилища были созданы восемь леспромхозов. Для работников леспромхозов строилось жилье.

Первая улица называлась Первопроходцев. В один ряд стояли двенадцатиместные палатки, а напротив — ряд вагончиков. Затем начала застраиваться домами улица Гагарина. Было построено четыре общежития. Первый 100-квартирный дом в кирпичном исполнении был построен в 1978 году.

Микрорайон СМП-219Первым пекарем была Окорокова Вера Васильевна, которая приехала на стройку в 1967 году.

В 1967 году открылась первая поселковая амбулатория. Она разместилась в обыкновенном вагончике. Поселок строился, и вскоре первое прибежище экскулапов стало историей, амбулатория переехала в новый только что отстроенный барак. В одной половине здания разместилась амбулатория, в другой — родильное отделение на пять коек.

Народ на легендарную комсомольскую стройку приезжал молодой, и поэтому расширение стало необходимо, как воздух. Бразды правления первой больницы поручили Александру Никифоровичу Борзенкову, под началом которого стали работать врач — педиатр, терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог.

Улица Мира
Улица Мира

30 августа 1968 года наступил торжественный день открытия новой восьмилетней школы. Первыми учителями были — Нина Андреевна Пичуева (директор), Любовь Илларионовна Наумова, Эльвира Васильевна Зарубина, Любовь Петровна Рыбалко (Петрова).

Затем распахнула свои двери восьмилетняя школа № 2, первым директором которой был Дмитриев Дмитрий Николаевич.

В этом же году, в апреле, открылись двери детского сада «Малыш», рассчитанного на 150 мест. Первой заведующей была Людмила Васильевна Рубан, воспитатели — Г. А. Кокуркина, Т. И. Коровина, М. А. Муха, повар А. С. Данчукова, прачка М. Д. Вязилова, кастелянша В. С. Кропочева. С 1972 года зав. детским садом стала И. М. Гаврилова.

В микрорайоне «Кавказский» открыт детский сад «Рябинка».

Клуб «30 лет Победы»ДК «Ровесник» пригласил взрослое население на свои культурно-массовые мероприятия. В этом же году прибыла самая большая группа военнослужащих, демобилизованных из Белорусского военного округа.

По улице Молодежная было открыто почтовое отделение. Первая заведующая — Ляпина Валентина Ивановна.

Для ускорения строительства ГЭС и ЛПК в сжатые сроки была построена железная дорога: участок Хребтовая—Усть-Илим протяженностью 214 км. Строительство железной дороги вело СМП‑219, СМП‑319, МК‑70.

Первый поезд на ст. Усть-Илимская
Первый поезд на ст. Усть-Илимская

28 марта 1971 года со станции Усть-Илимская отправлен первый пассажирский поезд с тремя вагончиками старого образца. Строительство дороги закончилось в 1973 году.

С окончанием строительства железнодорожной станции построена и оборудована узловая больница на 75 коек, и поликлиника на 150 посещений. С 1 мая 1970 года поселок получил статус рабочего поселка и название Железнодорожный.

Поселковый Совет
Поселковый Совет

1 июля 1970 года состоялась первая сессия поссовета. Первым председателем поселкового Совета была избрана Баранова Нина Федоровна, первым секретарем — Людмила Александровна Гаммершмидт.

В 1979 году построено новое здание детского сада «Малыш». Открыт книжный магазин «Искра».

В 1979 году открылась в поселке музыкальная школа. Время рождения школы — это время необыкновенного подъема, когда со всех уголков нашей страны люди ехали осваивать необъятные сибирские просторы. Музыкальную школу возглавила Л. В. Набок.

Немного радужного света...
Немного радужного света…

В настоящее время основная масса населения трудится за пределами поселка: на предприятиях города Усть-Илимска, на Усть-Илимском ЛПК, частных лесозаготовительных предприятиях, торговле и т.п. Дефицит рабочих мест в поселке обусловлен тем, что в 90-е годы XX века градообразующие промышленные предприятия: Карапчанский комплексный леспромхоз, Карапчанская лесоперевалочная база, леспромхозы: Усть-Илимский, Кавказский, Кокчетавский, ПМК, Мостоотряд, МК‑70, СМП‑219 и ряд других предприятий были ликвидированы, в которых была занята