Кеуль: одна капля в океане жизни

«Здравствуй, Кеуль!» Нет, положительно ты хорош! Крепки серые вековые твои дворы, румяны новые твои срубы, затейливы резные наличники на твоих окнах, что уставились на мир с наивным святым удивлением. Дороги в Кеуль всего две: одна гладка, холодна, мощенная золотом и серебром, эпически широкая дорога сквозь тайгу. Темные, тяжелые сопки громоздятся по обеим ее сторонам, мелькают веселые острова с березами, раскидистыми, как дубы, осинками, стройными, как танцовщицы. Дорога эта — Ангара. Другая — прямая, необъятная и непроходимая, когда ветер и дождь.

Александр Вампилов, 1963 год

устье Кеульки
устье Кеульки

Кеуль. Говорят, что название от речки пошло — Кеульки. Слово это тунгусское и что оно обозначает — уже никто не знает. Были здесь когда-то стоянки древнего человека, кочевали тунгусские племена, а первое «избище», в 1687 году, поставил крестьянин Михаил Беловодов, присланный из Илимского уезда вместе с женой для основания русской деревни. Срубил он в устье веселой Кеульки добротную домину, завел ребятишек. Приживались новоселы, развивалась и крепла деревенская династия новыми фамилиями, свежей кровью и традициями. А по соседству располагались такие же деревушки, основанные в 1687 году: Тушама, Невон, Ката. Названия их, как и Кеуля, — от речек пошло, впадающих в Ангару, близ которой они выросли.

Тяжёлая крестьянская работа в будни сменялась редкими праздниками, когда можно было — летом по воде, а зимой по «зимнику», то есть по ангарскому льду — побывать в гостях в соседней деревне. А то и просто «погулять всем миром» в своей деревне, сразу в нескольких домах. Промышляли кеульчане зверя и пушнину, солили рыбу, сеяли хлеб и молились о здоровье, да об удаче.

Церковь в старом Кеуле
Церковь в старом Кеуле

Стояла в Кеуле когда-то деревянная церковь во славу пророка Ильи, возведённая в 1784 году на средства крестьянина Е. Карнаухова. Рядом с ней, как и полагалось, находилась деревянная колокольня. Ильинская церковь в Кеуле сгорела в 1845 году. Колокольня же, что была рядом с ней, уцелела и простояла еще четверть века. Но пришел и ее черед: в 1870 году колокольню — как представителя Древней Руси разобрали.

На месте старой церкви, в середине 19 века, построили новый деревянный храм. Позже, в 1885году, при храме была открыта одноклассная церковно-приходская школа.

Кеульская школа в Тальцах
Кеульская школа в Тальцах

Процесс обучения детей в школе длился два года. Основные предметы, которые они изучали, были Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, письмо, чтение, арифметика, а также давались первичные знания по отечественной истории и географии. Руководил школой священник. А в воскресные дни, в школе проводилось обучение грамоте взрослого населения. После занятий, пользуясь случаем, священник знакомил мужиков с достижениями в агрономии.

К началу XX столетия в Кеуле было уже 40 дворов и около 300 человек взрослого, мужского и женского населения. Относилась деревня к Воробьевской волости. Регулярно наезжал оттуда писарь с казначеем. Собирали подати, делились новостями. Докатились роковые события 1917 года и до Кеуля. Увлек водоворот Гражданской войны маленькую деревушку в 1920 годы. Проходили тогда по Ангаре колчаковские отряды, искали большевиков, грабили продовольствие и фураж. Тогда же была создана партийная ячейка, которую организовал ссыльный революционер Шкляр. Возглавил ячейку Рыбин Иван Петрович. В 1922 году родилась в Кеуле и комсомольская ячейка. От рук бандитов погиб комсомолец Иннокентий Матвеев. А Семёна Анкудинова бандиты сдернули с лошади, на которой он один боронил возле леса, раздели и голого бросили в шиповник. Бандиты долго не унимались. В районный центр, в село Нижне-Илимск, откомандировали Гаврилу Анкудинова. Он под видом беспризорника сходил за 200 км. И вскоре из райцентра прибыла помощь. Постепенно налаживалась мирная жизнь. После 1917 года изменилось административное деление. В 1921 году в деревне Ката был образован Катинский сельский совет. Позже, в связи с тем, что Ката находилась в стороне от всех деревень, сельский совет перенесли в Кеуль. В Кеульский сельский совет вошли деревни: Кеуль, Ката, Ёдарма, Березово, Черново, Тушама, Ватакинский выселок.

Новая жизнь прочно утвердилась в Кеуле. Вскоре образовалась коммуна. И потекла опять жизнь в Кеуле спокойно, своим чередом, вплоть до 1941 года.

Великая Отечественная война застала жителей деревни на сенокосных лугах. Все мужчины призывного возраста были мобилизованы в Армию. Но и оставшиеся в тылу, оказывали большую поддержку фронтовикам. Выращивали большие урожаи зерна, сдавали государству молоко, масло, рыбу, мясо и пушнину. А 13—14-летние подростки наравне с женщинами и стариками трудились на толях. Многие семьи не дождались своих отцов, мужей, сыновей и братьев. Более тридцати кеульчан не вернулись с войны.

Село со стороны старого Кеуля
Село со стороны старого Кеуля

В начале 50-х годов жизнь потихоньку начала налаживаться. В конце 60-х годов приехали исследовательские партии, чтобы провести работы по освоению земель, для постройки нового Кеуля. Строительство села Кеуль началось в 1971 году, преимущественно, для жителей деревень Тушама, Ёдарма, Ката, Кеуль — которые попадали в зону водохранилища Богучанской ГЭС.

К февралю 1974 года выстроено три первых жилых дома для строителей. Этот год официально считается годом образования села Кеуль.

Новоселье Кеуля в некоторых случаях сопровождалось недолговечной оговоркой «временно». Так говорят о детском саде, магазине, школе. Находились они в приспособленных зданиях, но сказать, что крайне стеснены в условиях, будет несправедливо. Школа была занесена в титул десятилетней.

В 1975 году Кеульское отделение Невонского совхоза отделилось в самостоятельное хозяйство с центральной усадьбой в селе Кеуль. Поля совхоза раскинулись на обширных площадках от Тушамы до Ёдармы.

улица Лесная
улица Лесная

Главная задача нового совхоза «Кеульский» — снабжение жителей города Усть-Илимск продуктами животноводства и овощами. С 1977 по 1989 годы совхоз возглавляет Литвяк Альберт Николаевич. Для вновь образованного совхоза разрабатывались поля, строились объекты соцкультбыта, животноводческий комплекс. В те годы совхоз становится многоотраслевым хозяйством с высокой степенью рентабельности. Это современная ферма крупного рогатого скота, машинный двор, мастерские, гараж, котельная.

В 80-х годах строительство и жизнь в поселке кипела. В 1983 году открывается Дом культуры на 300 посадочных мест, в 1984 году — школа, 1986 год — новое здание фельдшерско-акушерского пункта, через год — новое здание детского сада «Колосок» на 140 мест. В 1989 году выстроено новое здание поселковой администрации, часть которого было отдано под библиотеку-музей.

Просторы
Просторы

К концу 80-х годов было построено 200 жилых домов, из них 140 — благоустроенных. Постепенно поселок обустраивался. Открылись музыкальная школа, детская спортивная школа.

В 2003 году был торжественно открыт памятный знак землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В этом же году Кеульский народный хор русской песни принимает участие в записи телепередачи «Играй, гармонь!».

Кеульчане
Кеульчане

Кеуль всегда славился на весь район своими мастерами декоративно-прикладного творчества: Бельчикова Людмила Викторовна (работа с берестой), Чугаинов Альберт Афанасьевич (мастер токарного искусства), Романова Марина Александровна (мастер по лоскутному шитью).

Также Кеуль приобрел устойчивое прозвище «Поющее село», благодаря достижениям творческих коллективов «Горенка», «Родники».

Богато село и своими семейными династиями: учителей — Зубченко, Анкудиновы, Шарабаровы, Ермаковы; работников культуры — Жмуровы, Чугаиновы-Квакины; мастеров — Лавринович-Бельчиковы.

Масленица
Масленица

Долгие годы село Кеуль было богатым и перспективным населенным пунктом, которое славилось на всю область своими людьми и знаменитым совхозом «Кеульский». И вновь, как гром среди ясного неба, осенью 2006 года прозвучало известие о возможном переселении жителей. Нежданную весть принесли столичные специалисты из организации «Эколайн», проводившие масштабную работу по оценке экологического воздействия на поселки Иркутской области Богучанской ГЭС, которая будет построена на Ангаре на территории Красноярского края. ГЭС будут возводить на 208-й отметке вместо пониженных 173-й и 183-й, о которых говорилось в 70-х, 80-х и даже 90-х годах. Население огорошили тем, что в результате пуска Богучанской ГЭС село Кеуль попадет в зону затопления и станет непригодным для жизни. Люди вдруг осознали, что трагедия приангарских сел, многим известная лишь по произведениям Валентина Распутина, может повториться и в наше время. Жителям вновь предстоит переселение…